Валентина березина: «хорошие лагеря есть в каждом регионе»

В детских лагерях уже началась первая смена. Поэтому сейчас вопрос обеспечения безопасности детей в лагере волнует родителей особенно сильно. Что должен знать каждый, отправляющий своего ребенка в оздоровительный лагерь? На этот и другие вопросы ответила начальник отдела Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ Валентина Березина на пресс-конференции РИА «Новости» «Детский отдых: как обеспечить безопасность в лагере?».

— На что в первую очередь необходимо обратить внимание родителям, прежде чем отправить ребенка в детский лагерь?
— Любой родитель, отправляя ребенка в лагерь, должен в первую очередь иметь информацию об этом лагере, потому что лагеря у нас разной ведомственной принадлежности — есть принадлежащие Министерству здравоохранения, труда и социальной защиты, Минобороне, МЧС, также в последнее время появилось много частных лагерей.

Когда что-то происходит в лагере непосредственно с ребенком, родители звонят и пишут, как правило, в Министерство образования с негодованием, вопросами, почему это произошло. Первый вопрос, который мы всегда задаем: «В чьем ведении находится данный лагерь?» Прежде чем купить путевку, родители должны понимать, куда ребенок отправляется. Для этого нужно всего лишь зайти на сайт любого региона. Сегодня в каждом из 83 регионов на сайте есть реестр лагерей, которые максимально соответствуют требованиям, предъявляемым к организации отдыха и оздоровления детей. Если лагерь, куда родители предполагают купить путевку, отсутствует в этом реестре, это уже должно заставить задуматься, стоит ли покупать туда путевку. Это первый вопрос.

Второй вопрос — это кадровая составляющая. Все прекрасно понимают, что день и ночь рядом с детьми находятся вожатые и педагоги. С одной стороны, мы все максимально вернули на свои места — я имею в виду педагогическую практику, которая во всех педагогических вузах стала обязательной. Поэтому особых проблем с набором вожатых быть не должно. Тем не менее, когда мы сегодня разговариваем с начальниками лагерей, всегда говорим, что идеальный вариант — когда у одного лагеря уже много лет есть договор или соглашение о кадровом обеспечении и с отдельными вузами, и с отдельными школами (минимум 40% педагогов в лагерях — из числа педагогов школ). Если этого постоянного кадрового костяка нет — это тоже вопрос к тому, как работает лагерь. Значит, нет традиций, которые удерживают именно педагогические кадры, нет системы. Сейчас требования к подбору кадров, особенно в плане обеспечения охраны жизни и здоровья детей, ужесточены. Хотя с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что есть еще и человеческий фактор. Я в свое время работала вожатой в лагере и знаю, что дети есть дети: когда ребенок встал в 4 или 5 утра и пошел на речку купаться или рыбачить — не всегда ты можешь это углядеть, даже если ты спишь с ним в одной палате, что я иногда делала как вожатая. Поэтому здесь самое главное — устоявшиеся традиции в лагере и сильный кадровый костяк.

— Какие требования предъявляются к педагогам в отношении опыта, человеческих качеств и возраста?
— В каникулярный период у нас задействовано более 700 тысяч педагогов и вожатых, из них более 400 тысяч — это педагогики школ общеобразовательных и других учреждений дополнительного образования. По закону вожатыми можно работать с 18 лет. Это один из вопросов, который нас заставляет задуматься, потому что в 18 лет уже наступает юридическая ответственность, но все же это молодые ребята. Поэтому в лагере их в обязательном порядке ставят в паре с более опытным. Для того, чтобы кадры были подготовлены к работе в детском лагере, во-первых, они проходят педагогическую практику. Что это значит? Для студентов предусматривают досрочную сдачу экзаменов, после которой они, как правило, сразу уезжают на лагерные сборы. С апреля во всех регионах работают школы вожатых, Минобрнауки направляет туда примерные программы для повышения квалификации вожатых и педагогов, а также требования. Для работы в лагере педагогическое образование не обязательно, но по опыту могу сказать, что иногда ребята из непедагогической среды бывают более интересны для детей, нежели педагоги. Качество подготовки определяет начальник лагеря — он продумывает изначально, кто будет у него работать. Идеальный вариант, если он заранее, еще в феврале об этом позаботился и заключил договор с вузом, школой или другим образовательным учреждением, и тогда команда педагогического коллектива будет грамотно сформирована.

— Родителей всегда интересует вопрос питания в детских лагерях. Какие меры предпринимаются, чтобы не допустить случаев отравления?
— Последние четыре года шел эксперимент по организации школьного питания. На данный момент он завершен. Разные инновационные модели организации питания, использования хорошего оборудования внедряется во все регионы России, и это касается не только школ, но социального питания в целом, включая детские лагеря. К тому же Роспотребнадзору и другим надзорным органом разрешено участить контрольные проверки состояния пищеблоков. Если в прошлом году это было один раз в течение лета — перед началом первой смены, то сейчас проверки проходят перед началом каждой смены. При необходимости, если вдруг поступают сигналы от родителей, это могут быть и внеплановые проверки.

— А как организовано взаимодействие с родителями? Например, если с ребенком что-то произошло: заболел, руку сломал, в каких случаях это сообщается родителям?
— Если ребенок просто приболел, простыл и лежит в изоляторе — это один вариант, об этом могут и не сообщить родителям, любой другой более-менее серьезный случай в обязательном порядке должен сообщаться, иначе родители могут поставить вопрос ребром вплоть до возбуждения административной ответственности.

— То есть температура не является поводом для информирования родителей?
— В обеспечении лагеря есть изолятор и штат медицинских работников, потому температура — это не такая серьезная проблема. Другое дело, если сам родитель, сдавая ребенка педагогу, высказал ряд своих пожеланий и требований. На это он имеет полное право. У каждого ребенка своя специфика, состояние здоровья. У кого-то, например, ребенок подвержен аллергии, и родитель просит сразу сообщить об этом. Если родители обозначают какие-то проблемы и особые требования, они должны быть исполнены, потому что заказчиками в данном случае являются родители. К тому же в любом воспитательном, образовательном процессе есть три субъекта деятельности: сам ребенок, его родители или законные представители и представители коллектива, администрации, педагоги — все эти стороны равноправны, поэтому у всех есть как права, так и обязанности.

— А в каких документах родители могут с ними ознакомиться?
— Есть типовое положение, утвержденное в этом году и разработанное Министерством здравоохранения и социального развития совместно с другими министерствами и ведомствами, оно направлено во все регионы России. Во-вторых, есть СанПиНы, утвержденные Роспотребнадзором, где очень четко прописаны права и обязанности организаторов и родителей, есть Национальный стандарт организации отдыха и оздоровления, в законодательном плане он менее нормативный документ, он больше рекомендательный, но там также все четко прописано. Все эти документы можно найти на сайтах Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, или просто можно вбить в поисковую систему «нормативно-правовое обеспечение детского отдыха и оздоровления», и вы найдете документы.

— Какие самые лучшие лагеря в России?
— Их много. Прежде всего, я назову наши всероссийские детские центры, которые находятся в ведении системы образования — «Орленок», «Океан» и «Смена». Один из лучших — лагерь «Зеркальный», который находится под Санкт-Петербургом, это круглогодичный лагерь со своими традициями, постоянным педагогическим коллективом, известный далеко за пределами города и даже на международном уровне. Очень неплохо зарекомендовали себя «Балтийский берег» — палаточный лагерь в Калининградской области. Серьезно заявил о себе лагерь «Машук» в Ставропольском крае, который будет круглогодичным.

1 июня в подмосковном Троицке состоялось совещание под председательством Д.А. Медведева, посвященное именно вопросам организации детского отдыха и оздоровления в 2012 году. На нем было принято решение о продолжении работы над созданием круглогодичных базовых центров в каждом регионе. Тогда у нас появится возможность отправлять детей в лагеря не только в каникулярный период, но и круглогодично. Такие базовые центры предполагают наличие всей инфраструктуры, включая школу, где дети смогут поддерживать и сохранять уровень знаний. В этом направлении активно работает Краснодарский край, Республика Башкирия, Республика Татарстан, Липецкая область. Поэтому хорошие лагеря можно назвать в каждом регионе.

Бесплатный конструктор сайтовuCoz